Banner 1

Экскурсии в Сирии

Директор знаменитого музея в Париже – «Лувр» А.Паррот сказал : « У каждого культурного человека есть две родины – своя и Сирия».

Действительно, на Сирийской земле на протяжении всего существования возникло 39 цивилизаций. Историческая Сирия охватывает территории нынешней Сирии, Иордании, Палестины, Ливана, а также часть Ирака и Турции. До 1916 года это была одна земля под названием «Билад аш-Шам», одна цивилизация, один народ, объединенный общей историей.

Столица Сирии – Дамаск – главный центр арабского, мусульманского мира, стал символом мировой цивилизации. Дамаск – самый старинный город в мире, ему около 7 тысяч лет.

Первый алфавит в мире найден также на территории Сирии в месте, где существовало царство Угарит.

Дамасская сталь, производство которой до сих пор является секретом для современной науки, также является достоянием Сирии.

7-8 тысяч лет назад именно здесь, на территории Сирии, человек впервые научился орошать землю и выращивать зерновые культуры.

На этой земле впервые человек изобрел колесо из камня, а 5 тысяч лет назад Нории – огромные деревянные колеса, которые поднимали воду из реки Оронт и отправляли ее в оросительные каналы.

Именно своими достопримечательностями и разнообразными экскурсионными программами славится эта земля сегодня. Посмотреть все, что есть в Сирии, за одну поездку просто не возможно, поэтому Сирия является страной, которую обычно туристы посещают много раз.

Свою экскурсионную программу можно начинать с любого города – Дамаска, Алеппо, Латтакии, куда приземлился ваш самолет.

Экскурсии в Дамаске:

Обзорная экскурсия по Старому Дамаску:

Посещение: мечети Омейядов VIII века, мавзолея Салах-ад-Дина, дворца губернатора XVIII века Паши аль-Азема, Собора Св. Павла, Часовни Св.Анания. Прогулка по «Виа Ректа» – «прямой улице», пересекающей весь Старый Дамаск, а также по древнему восточному базару – Хамидии.

Мечеть Омейядов

Большая мечеть Омейядов в Дамаске считается одной из красивейших мечетей мира. Она была построена по приказу шестого правителя династии Омейядов, Аль-Валида, в достаточно быстрые сроки – с 709 по 715 г . Рядом с внешними стенами мечети до сих пор стоят остатки южной стены Римского святилища Юпитера. Мечеть неоднократно страдала от пожаров, последняя реставрация проходила в 1893 г .

Мечеть представляет собой огромный комплекс: собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный колоннадой. Трехсводный молитвенный зал длиной около 160 метров покрыт деревянными плитками и поддерживается колоннами, взятыми от останков римских святилищ (подобная практика использовалась также при строительстве мечетей Кайруана в Тунисе). Фасадная часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором, декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой. Искусностью работы и изяществом фасад превосходит все шедевры античности.

У Большой мечети три минарета, и каждый стоит на фундаменте римско-византийских времен. Все они имеют названия: минарет Невесты (четырехугольная башня, поскольку древнее основание квадратное), минарет Исы, то есть Иисуса Христа (возвышается над юго-западным углом мечети), и минарет Мухаммеда — западный (возведен в 1184 г.).

В мечети хранится капсула с головой Иоанна Крестителя, известного на Руси как Иоанн Предтеча (в Коране он именуется Юханн) Она хранится в центре храма, в маленьком изящном павильоне с куполом, повторяющим по форме перекинутую над ним арку, и за решетчатыми окошками.

Здесь покоится также голова внука пророка Мухаммеда — Хусейна, мученика ислама, убитого в сражении при Кербеле в 681 году.

Мавзолей Салах-Ад-Дина

Рядом с билетной кассой в Большую мечеть находится вход в небольшой «археологический парк». Во дворе за оградой с большим фонтаном, в здании с красным куполом покоится Салах Ад-Дин. Полководец похоронен в красиво оформленном помещении с узорчатыми потолками в мраморном саркофаге, подаренном кайзером Германии Вильгельмом II во время его путешествия по Ближнему Востоку.

Справа от мавзолея, в саду три надгробия, под которыми покоятся турецкий летчики, в 1914 году осуществившие поэтапный перелет из Стамбула в Александрии. Пилоты Феси Бэй, Нури Юзбаши и штурман Садик Бэй погибли во время крушения самолета возле Тиберийского озера.

Дворец губернатора XVIII века Паши Аль-Азема

Если у Вас немного времени в Дамаске, то кроме мечети Омейядов обязательно нужно посетить этот Дверец (Азем Палас), который является одним из лучших образцов дворцовой архитектуры Османской империи. Комплекс Азем Палас состоит из нескольких дворов с фонтанами и садами, строился на протяжении трех лет.

При постройке здания использовался базальт, мрамор, известняк, песчаник. Комнаты изысканно обставлены и богато оформлены, деревянная обшивка стен, расписные, тонко отремонтированные потолки, лепнина, цветная мраморная инкрустация стен, фигурные фонарики, миниатюрные бассейны с фонтанчиками.

Как и многие архитектурные шедевры этот комплекс получил название в честь человека, для которого он возводился – знаменитого наместника Дамаска – Асаад Баши Аль-Азема, переведенного на службу из Хама. Дворец служил резиденцией этой семьи вплоть до введения французского мандата, при котором разместился Институт исламского искусства. С 1954 года, чтобы не утратить музейные традиции, сюда поместили экспозицию этнографического музея. Каждая из комнат Дворца тематически оформлена и рассказывает о бытовых, религиозных, семейных сирийских традициях на примере сюжетов из жизни. Здесь также представлены произведения декоративно-прикладного искусства Сирии: коллекция мебели, оружия.


Собор Св. Павла (церковь Святого Анания)

Первоначально церковь называлась Аль-Мусаллаба.

Святой Апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл, по происхождению был еврей; родился он в Тарсе киликийском, от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс киликийский, с почетным званием римских граждан, посему и Павел назывался римским гражданином. Он приходился родственником святому первомученику Стефану и (вероятно вместе с ним) послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона; там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом Апостолом Христовым. Савл основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к партии фарисеев (строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых).

Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Он же полный изумления, спросил: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна"5. Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?" И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (Деян.9:4-6).
В ужасе были и воины, шедшие с Савлом и, пораженные необыкновенным светом, стояли в оцепенении: голос, говорящий к Савлу, они слышали, а никого не видели.
По повелению Господа, Савл встал с земли и с открытыми глазами своими никого не видел: ослепли телесные его очи, но начали прозревать очи духовные.

Господь направил святого Анания излечить слепого Павла от слепоты: «…встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла…» и «…Анания пошел и вошел в дом… сказал: …Господь прислал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святага Духа». Анания – один из семидесяти учеников Христа, считается первым епископом Дамаска, он и крестил Павла, который до этого был ярым гонителем христиан. После чего он стал самым ярым проповедником учений Христа.

Павел  более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т.е. обетованный Мессия). Иудеи наконец воспылали на него гневом, согласились убить его и сторожили у ворот городских день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананием, узнавши о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома (Bab Touma – теперь так называется на этом месте небольшая часовня в Старом Дамаске), примыкавшего к городской стене. Он же, вышедши из Дамаска, не тотчас направился к Иерусалиму, но прежде пошел в Аравию. Много путешествовал Павел, многих людей спасал и исцелял, пока не пришел в Рим.

Павел святой жил в Риме и окрестных странах в то же время, когда и Апостол Петр, и Павел святой помогал Петру святому и на Симона волхва, во время первого своего пребывания в Риме, и пришедши в Рим во второй раз, опять с Петром святым единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин, и женщин целомудренной чистой жизни. И таким образом, святые Апостолы возбудили ярость нечестивого и развратной жизнью жившего царя Нерона, который, осудив их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а Павла, как римского гражданина, (которого нельзя было предать бесчестной смерти), усечением главы, если не в один и тот же год, то в один и тот же день. Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком. Верные же, взявши святое тело его, положили в одном месте с святым Петром.

«Виа Ректа» - Прямая улица Дамаска.

В римские времена это был декуманус, по традиции обрамленный колоннами, поддерживающими навесы над тротуарами. Общая длина – 1500 метров. Вдоль улицы проходил акведук. После реконструкции 2008 года многие архитектурные элементы реставраторы оставили там же, где они были обнаружены. Прогуливаясь по музею под открытым небом, можно увидеть части колонн, блоки римских зданий, разглядеть памятники архитектуры. Также эта улица упоминается в Библии и Евангелие, и в других древних книгах.

Рынок Хамидия

Центральный рынок столицы знаменит на весь Ближний Восток, протянулся на 610 метро, и теперь уже трудно определить, появился он на улице или улицу проложили через квадратные пересечения торговых рядов. Днем жужжащий, пестрый, а ночью пустынный, словно затаившийся перед новым торжеством торгового дня, рынок получил название в честь османского султана Хамида II. Главная улица (или торговый ряд) накрыта рифленой железной крышей, которую сделали французы, насаждавшие пассажи в начале прошлого века. Дырки в металле – это пулевые отверстия, напоминавшие городу об обстреле французской авиации в дни национального восстания.

Со стороны Nasr street вход в рынок венчали несохранившиеся ворота Победы (Bab An-Nasr). Со стороны мечети Омейядов нетрудно заметить коринфские колонны (высота 12 метров) с остатками фронтона портика римского храма Юпитера.

Рынок – это не только главная улица Дамаска с множеством магазинов недорогой одежды, сувениров, предметов народного творчества, но и множество примыкающих торговых улиц, имеющих каждая свою специализацию. Здесь можно купить все: канцелярию, игрушки, бытовые предметы, текстильную продукцию, сувениры и многое другое.

На главной улице рынка находятся два магазина, продающие популярное мороженое Бекдащ. Попробуйте, очень вкусно!

Если вам удастся побывать на рынке в разное время суток, никогда не поверите, что вы были до этого в этом же месте, потому что он так по-разному выглядит! Ночью, например, по нему ездят машины…

Что еще можно посетить в Дамаске:

Автобусная экскурсия «Старый город» - каждый дом, каждый шаг, каждая улочка – это многовековая история. Стены, окружающие Старый город возведены в римский период, пережили набеги крестоносцев и монголов, местами разрушены, а местами «съедены» домами.Жители прокопали стены и построили свои жилища внутри них окнами наружу.

При строительстве стен римлянами было предусмотрено 7 ворот. Позже для снятия нагрузки с главных улиц прорубили еще 4. Всего к XIX веку было построено 13 ворот (абуаб), закрывающихся с закатом на ночь, и несколько ворот внутри города, разделяющих христианский, еврейский и мусульманский кварталы. Внутренние ворота сохранились до наших дней, а из внешних осталось только 9.

Баб Аш Шаркы – самые старые ворота. Восточные Ворота Солнца были построены в правление Септимуса Севера или императора Каракала. Имелось три арочных прохода, центральный из которых использовался только для передвигающихся на животных, два по бокам – пешеходные. Недавняя реконструкция и выставленные возле ворот остатки колоннады показывают, что римские улицы обрамлялись рядами колонн.

Следующие римские ворота – Сатурна – Баб Кисан. Именно через них бежал из Дамаска Апостол Павел. Сейчас в Баб Кисане располагается Часовня Св.Павла (каниса маар Булус). Стены в ней украшены иконами, с надписями на русском языке.

В 200 метрах западнее стена прерывается и появляется у Баб Ас-Сагыр – маленькие арабские ворота, построенные Нур Ад_Дином на месте римских ворот Марса. Возле них располагается старое дамасское кладбище, место захоронения исторических персон – Умм Кальсум – дочери Али и Фатимы, Билал Аль Хабащи – муэдзина Муххамада, Сакины – дочери третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, Обай ибн Кааба – мужа кормилицы Муххамада, Фидха – служанки Фатимы и др. Следующие захоронения являются не настоящими, настоящие в Саудовской Аравии, но от этого не менее почитаемы, они построены для паломников: это могилы жен Пророка – Умм Саламы и Рамлы, Абдуллы – сына мужа Зейнаб, Абдуллы – сына Джафара Ас-Садыка – шестого шиитского имама.

Баба Аль-Джабие – ворота Юпитера, расположены на западе города по той же самой линии, что и восточные. Они были зеркальным отражением восточных, сейчас это выход из рынка, и уже ничто не напоминает их прежний облик. Названы они по названию деревни, располагавшейся у городской стены.

Баб Аль-Хадид на картах не обозначаются, но осмотра достойны. Это ворота северной части Цитадели с двумя дозорными башнями.

Баб Фарадж – северные, ворота Избавления, построены при Нур Ад-Дине. Они были сдвоенными, чтобы в случае нападения ввести в заблуждение врагов.

Баб Аль-Фарадис – ворота Рая – некогда в этой части города были разбиты пышные сады. Изначально они были посвящены богу Меркурию, а сегодня их иногда называют Баб Амара. Сохранившаяся арка ворот является завершением улицы, идущее от шиитской мечети Саййида Рукыйя, с базаром иранских паломников.

Баб Салам – первоначальное название Лунные. Их первая реконструкция произошла в 1171 году при Айюбидах. Они прекрасно сохранились и являются ярким примером военной архитектуры айюбидского времени.

Баб Тума – ворота «Святого Фомы» - одного из апостолов, относятся с христианской части  Дамаска. В 1228 году Айюбиды реконструировали ворота Венеры, в них одно время был даже минарет. Навесная бойница была достроена в 1333 году Тенгизом, при мамлюках.

Цитадель – находится строго на северо-западе Старого города на месте первых римских оборонительных сооружений. Цитадель была построена не на холме, как обычно, а почти на ровной поверхности. И даже 12 башен, расположенных по периметру, не придают ей устрашающего вида военного бастиона. За счет невысоких стен со стороны она кажется маленькой, но об ее истинных размерах можно судить, только попав внутрь. Здесь иногда проводятся фестивали и концерты известных арабских исполнителей. Цитадель не раз подвергалась реконструкции и достройкам, самые глобальные из которых – при Айюбидах и Мамлюках. В 1176 – 1193 годах при Салах Ад-Дине Дамаск стал ключевым городом в борьбе против крестоносцев, и крепкие стены цитадели выдержали не одну атаку.  Самые большие разрушения нанесены цитадели во время первого вторжения монголов в 1260 году, когда было разрушено 16 башен и стены трехуровневыми огневыми бойницами.

С середины XX века до 1985 года здесь находилась тюрьма. К сожалению, цитадель с 2005 года закрыта для посещения туристами, т.к.к на ее территории ведутся реставрационные работы и раскопки.

Другие экскурсии  по достопримечательностям страны:

Античный город Босра, столица римской провинции Аравия. Прекрасно сохранившийся крупнейший на Ближнем Востоке театр. Памятники набатейской культуры. Городские улицы и укрепления, триумфальная арка.

Апамея - один из крупнейших городов, оставшийся от античных времен с одной из самых протяженных главных улиц, украшенной величественной колоннадой.

Айн Дара - руины арамейского города с руинами храма, богато украшенными барельефами со скульптурами львов и сфинксами.

Амрит - единственные в мире руины финикийского города с хорошо сохранившимся храмом и погребальными обелисками.

Хосн Сулейман - неплохо сохранившийся комплекс финикийского храма- единственное из сохранившихся подобных сооружений, кроме Амрита.

Город Шахба (руины античного Филипопполиса) с неплохо сохранившимися театром и храмом с музеем мозаик.

Город Канават (древняя Канафа) с руинами храма Гелиоса и с небольшим провинциальным храмом II века в окрестностях.

Дура Эуропос - руины античного города в среднем течении Евфрата; хорошо сохранились стены с башнями, часть цитадели, часть улиц и зданий.

Халябия - руины города в среднем течении Евфрата - одного из самых дальних укрепленных пунктов Римской, а затем Византийской империй.

Пальмира - соперница Рима на Востоке, столица древнего государства, находящаяся в оазисе среди пустыни -один из самых впечатляющих и интересных мертвых городов, оставшихся от античного периода. Комплекс храма Бела, сочетающий восточную и античную традиции; уникальные барельефы. Прекрасно сохранившийся храм Баалшамина. Большая Колоннада с надписями, прославляющими легендарную царицу Зенобию. Театр, рынок и другие общественные здания. Укрепленный римский лагерь с преториумом. Долина гробниц с несколькими десятками погребальных башен.

Музей «Хама» - уникальный город, знаменитый своими огромными водоподъемными колесами - древнейшими механизмами, служащими до сих пор.

Мари - столица древнего месопотамского государства, остатки зиккурата, царского дворца, хозяйственных построек.

Эбла - руины столицы торгового ближневосточного государства-современника Аккада и Шумера.

Угарит - остатки финикийского города-государства, являющегося родиной первого в истории человечества алфавита, с руинами дворцов, храмов и городской застройки.

Алеппо - второй по величине город Сирии, одно из древнейших поселений, с чьим именем связывают историю жизни Авраама.

Мечеть Джами Кыкан, при строительстве которой использован каменный блок с хеттскими письменами, использованными в расшифровке хеттского языка.

Памятники исламского периода

Цитадель Алеппо, находящаяся на высоком искусственном холме - лучший образец арабского средневекового фортификационного зодчества.

Теккия Сулеймания - комплекс дервишского монастыря, построенный знаменитым османским архитектором Синаном, автором нескольких замечательных зданий Стамбула.

Каср аль-Хейр аш-Шарки - один из наиболее сохранившихся возведенных в пустыне дворцов Омейядских халифов.

Калаат Салах Ад-Дин - крепость Салах ад-Дина-один из наиболее впечатляющих замков крестоносцев, считавшийся неприступным и взятый легендарным султаном Салах ад-Дином в течение трех дней.


Информация о стране

ПУТЕВОДИТЕЛЬ