Banner 1

Культура Хорватии

Письменнось
В истории хорватского народа использовались три вида письменности:
1) хорватская глаголическая;
2) хорватская кириллическая;
3) латинская.
Хорваты, как и прочие славяне, были первыми, кто начал использовать письменность братьев Кирилла и Мефодия, считавшихся в Хорватии святыми. Глаголица использовалась хорватами даже чаще чем кириллица. Самый древний памятник хорватской письменности, относящийся к 1102 году был найден в 1851 году при раскопках в церкви святой Луции рядом с посёлком Башка на острове Крк. Это каменная плита с надписью, выполненной глаголицей. Сейчас там находится её гипсовая копия, а бесценный оригинал бережно хранится в Хорватской Академии науки и культуры в городе Загреб. Важно также и то, что надпись на Башчанской плите выполнена характерным хорватским изводом Есть и более поздние памятники, написанные кириллицей. Первые богослужебные книги, а с ХІІ в. и официальные документы, были написаны глаголицей. Интересно, что увековеченные в камне надписи, выполненные глаголицей, можно встретить только в Хорватии. В прибрежной части Хорватии, а именно, в Истрии и Далмации известны самые ранние случаи использования глаголицы, причём их можно встретить не только в церковной сфере, но и в обычных литературных произведениях (в Хорватии имело место глаголическое книгопечатание) и даже в частной переписке.
Хорваты были единственным народом в Европе, который получил специальное разрешение папы Иннокентия IV (в 1248 году) пользоваться собственным языком и письменностью для богослужений. Примечателен тот факт, что даже сегодня в некоторых хорватских церквях для литургий используется глаголица.
Хорватская кириллическая письменность имела хождение с XII до XVIII века. Единичные случаи ее использования зафиксированы и в ХХ столетии. Этот вид письменности был распространен среди хорватов Далмации (особенно в районах Слит и Макарска), в Дубровницкой области и в Боснии и Герцеговине.
Создателем хорватского латинского алфавита стал хорватский поэт, просветитель, лингвист Людевит Гай (1809—1872), который стоял у истоков литературного хорватского языка. Он также был автором чешского и польского алфавитов и изобрел буквы lj, nj, dž. В 1830 году он опубликовал книгу по грамматике хорватского языка под названием «Краткая основа хорватско-славянского правописания».
Хорваты и раньше пользовались латинским алфавитом, но в нем не были представлены некоторые специфичные звуки. Л. Гай, продолжив патриотические традиции хорватского писателя Павао Риттера Витезовича (1652—1713), который содействовал развитию хорватского языка, создал такой алфавит, в котором каждому звуку соответствует отдельная буква.
Отличительной чертой хорватского алфавита являются буквы с диакритическими знаками č, ć, š, ž, đ, которые были введены в латинский алфавит для обозначения особых звуков. Важно отметить, что хорватский алфавит является фонетическим, то есть читается каждая написанная буква независимо от ее позиции в слове или в предложении.
Литература. В раннем Средневековье в Хорватии уже было создано множество произведений на местном языке, включая жития святых, сказки, предания, народные песни, пословицы. Первыми поэтическими произведениями хорватов стали молитвы.
В XV-XVI вв. города Раб, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Хвар, Корчула, Дубровник и Котор стали центрами хорватского Возрождения. Среди известных поэтов и драматургов этой эпохи выделяется Марко Марулич (1450–1524) из Дубровника, автор многочисленных религиозных, исторических и поэтических произведений. Марулич отдавал должное своим анонимным предшественникам, стилю которых он следовал при написании эпической поэмы на библейский сюжет Юдифь (1501), традиционно считающейся классическим произведением хорватской литературы. Выдающимся комедиографом той эпохи является Марин Држич (1510–1567).Он считается хорватским Шекспиром и предшественником Мольера в европейской драматургии.
Иллирийское движение (иллиризм) 1830–1840-х годов оказывало влияние на хорватскую культуру, причем отдавало предпочтение достижениям Ренессанса и барокко. В 1842 в Загребе было основано национальное литературно-научное общество «Матица иллирийская» (или «Матица хорватская»), сыгравшее ключевую роль в культурной и литературной жизни Хорватии. Ярким представителем иллиризма был поэт, ученый, общественный и политический деятель Людевит Гай (1809–1872). В качестве главного символа единства и средства культурного объединения хорватов и южных славян он выделял общий язык, которым считал штокавский диалект. В 1836 была опубликована грамматика «иллирийского» языка, а в 1850 хорватские и сербские языковеды заключили соглашение о принципах единого языка, результатом чего стало бурное развитие художественной литературы.
В этом отношении следует отметить творчество Мирослава Крлежа (1893-1981), чья работа «Возвращение Филиппа Латиновича» явилась ярким произведением, ознаменовавшим начало возрождения хорватской литературы в 30-е годы XX века. Большую популярность завоевали детективные романы Павао Павличича, изданные в Загребе, а так же произведения Дубравки Угрешич, в которых много места отводится анализу проблем хорватского общества после получения независимости. Интерес для читателя, увлекающегося историей современного общества, представляет книга Словенки Дракулич «Балканский экспресс: фрагменты с другой стороны войны».
Музыка.Первые Хорватские рукописи с церковными музыкальными произведения датируются XI столетием. Некоторые из Рождественских народных песен XII ст. все еще очень популярны у народа. Самые ранние хорватские композиторы, получившие известность, это Андрийя Мотовунянин (родился около 1470 года на полуострове Истрия) и Франьо Босанач (род. около 1490 г.)
Хорватия гордится превосходными композиторами эпохи Ренессанса. Первый – Джулье Скьветич живший и творивший в XVI в. Он написал несколько мадригалов для 4-5 голосов и другие произведения, которые издавались и исполнялись в Италии. Интересно, что рукописи его произведений пропали после бомбежек Дрездена в 1945 году, но, к счастью, нашлись в 1993 в городе Кракове.
Другой композитор эпохи Ренессанса, Иван Лукачич (1584-1648), родившийся в Шибенике, был органистом в главном соборе Сплита. В 1620 он издал сборник произведений для 1-5 голосов в сопровождении органа.
Более поздний период принес мировую известность жителю Дубровника Луке Соркочевичу(1734-1789). Его прекрасные симфонии исполнялись во всем мире. А две его сестры стали первыми женщинами-композиторами в Хорватии.
Когда русские композиторы (например, М. Глинка, 1836, 1842) начали создавать первые национальные славянские оперы, хорваты не остались в стороне, сразу же поддержав это начинание. Ватрослав Лисински сочинил первую хорватскую национальную оперу “Love and Malice” уже в 1846 году.Позже его инициатива была поддержана чешскими композиторами Б. Сметана в 1862 году.До сих пор русские, чехи и хорваты являются единственными среди славян, имеющими свои национальные оперы.
Иван Ярнович (1740-1804) был выдающимся хорватским скрипачом и композитором 18-ого века. Он сделал поистине Европейскую карьеру - играл, создавал и творил свои произведения во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Польше, Скандинавских странах, Англии. Также он был первой скрипкой в оркестре Российской императрицы Екатерины II.
Нельзя не упомянуть творчество Йозефа Руньянина (серб, рожденный в Хорватии, 1821-1878), написавшего музыку к государственному гимну Хорватии «Наша Прекрасная Родина» на стихи хорватского поэта и дипломата Антуна Михановича (1796-1861). Эта прекрасная мелодия была написана на основе арии из оперы Донизетти «Lucia di Lammermoor». Интересно, что во время прежнего режима в Югославии исполнение гимна было строго запрещено. Ослушавшиеся рисковали попасть под арест в специальную тюрьму под названием «Тюрьма для Певцов», расположенную недалеко от Загреба.
Иван Падович (1800-1873) был виртуозом гитары, он давал концерты в Загребе, Вене, Праге, Будапеште, Гамбурге, Лондоне, Польше, России и т.д. Франьо Крежма (род. в Осиеке в 1862 г.) имел репутацию подлинного виртуоза скрипки, и стал солистом Королевского оркестра в Берлине уже в возрасте 17 лет. А в 16 лет им восхищались во многих европейских городах: Риме, Праге, Генуе, Париже, Вене, Венеции. Он играл также с Ференцем Листом. К сожалению, он очень рано умер – в возрасте 19 лет.
Любой поклонник классической музыки знает Загребских Солистов, под руководством Тонко Нинича. Также нельзя не упомянуть: Загребский Филармонический Оркестр; композитора Благойю Берса из Дубровника (1873-1934); скрипача Златко Балоковича (1895-1965); дирижера Ловро фон Матачича (1899-1985); оперных певцов Милко Трнина (1863-1941), Майю Строцци-Печич (1881-1962), и многих-многих других.
Архитектура.В архитектурных памятниках Хорватии особенно ярко отразился тот долгий и нелёгкий исторический путь, который ей пришлось преодолеть на пути к независимости. Здесь каждый город имеет свои неповторимые особенности и черты, характеризующие определенную историческую эпоху.
Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся Амфитеатр I в., арка Сергия и храм Августа) и в Сплите (Дворец Диоклетиана).
К раннему византийскому периоду относятся Евфразиева базилика в Порече (III - VI вв.) с мозаиками, по художественной ценности сравнимыми с мозаиками Равенны (Италия), а также базилика V - VI вв. в Салоне (современный Солин).
В период независимого хорватского государства строились храмы, в которых воплотились как европейские, так и византийские традиции архитектуры. Ротонда св. Доната в Задаре - одна из самых больших церквей IX в. в Европе.
Романский стиль проник в Хорватию в конце XII в. из Северной Италии и Центральной Европы, готический - в XIII в. Этот стиль характерен для архитектуры Крка, Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 г.), Загреба (кафедральный собор XIII в. и церковь св. Марка).
В XV-XVI вв. в связи с угрозой османского нашествия усилился рост укрепленных городов (укрепления в Загребе). Из пятидесяти таких крепостей, нельзя не упомянуть овальный Великий Табор с мощными башнями (XVI в.) и Карловац, "идеальный" город, построенный в эпоху Возрождения в форме шестиконечной звезды. В целом же города Адриатического побережья сохраняли регулярный план застройки, унаследованный еще с античных времен, в то время как города Северной Хорватии имели нерегулярную планировку и скученную малоэтажную застройку. В богатых торговых городах на побережье Далмации в средние века сооружались каменные дома, здания городских коммун, базилики с отдельно стоящими колокольнями. Наивысшим достижением романской скульптуры являются резные двери кафедрального собора в Сплите.
Облик Дубровника, Хвара и Корчулы сформировался в эпоху Возрождения и многие детали архитектурных сооружений в этих местах носят отпечаток традиций того времени.
Для многих северных городов Хорватии свойственны черты барокко (Вараждин, Пожега, Славонски Брод, Вуковар, Беловар, Дарувар). В Славонии, Загорье и неподалёку от Загреба сохранилось большое количество так называемых замков знати.
Начало XIX века было ознаменовано расцветом классицизма. Примером сооружений в этом стиле могут послужить дворцы архитектора Фелбингера в городе Загреб или дворец Елачичей.
Национальная современная архитектурная школа начала складываться в начале XX века с постройкой туристических комплексов на Адриатическом побережье.
Искусство. Самое начало хорватского искусства представлено богатой коллекцией орнаментов. Один из самых ранних хорватских культурных памятников – крестильная купель герцога Висеслава в Нинах (приблизительно 800 год), с хорошо сохранившимся орнаментом.
Очень интересны монолитные каменные памятники, называемые stechaks. Некоторые из них весят 30 тонн, самые ранние из них датируются 13-м столетием. Всего их больше, чем 66 тысяч, главным образом они находятся на территории Боснии-Герцеговины. Эти памятники, без сомнения, являются памятниками христианской средневековой культуры, некоторые из них имеют интересные художественные оформления, свастику и другие символы и украшения восточного направления или эпитафии на хорватской кириллице типа: “ Пожалуйста, не тревожьте меня, я был таким, как вы, и вы будете таким, как я”.
Одним из лучших художников своего времени был хорватский скульптор Радован (род. в Трогире в XIII веке). Он оставил потомкам прекрасно украшенную дверь Собора Трогира. Деревянная дверь Собора в Сплите, украшенная резьбой Андрийи Бувины, также всемирно известна. Эти двери оцениваются как наиболее красивые представители искусства средневековой Европы.
Другой известный Хорват – Юрай Далматинац (в Италии известный как Джорджио Орсини, XV в.). Его эпоха представляет золотой век Хорватского средневекового искусства. Его главное достижение - Собор Cв. Иакова в Шибенике, отражающий в некотором смысле символы городской жизни того времени. Здание полностью построено из каменных плит (никаких кирпичей или дерева). Особенно интересны 74 портрета его сограждан, вырезанных в камне, удивительно реалистично для того времени.
По всему полуострову Истрия раскиданы прекрасные небольшие церкви, красиво украшенные известным живописцем Винсентом Каставом (XV в.). Особенно интересны его фрески в уединенной церкви Cв. Марии около Берама. Другой истрийский живописец, чей фрески можно отметить в Истрии, Иван Кастав.
Франо Лурана, известный также как Франческо Лауреано (1420-1502), хорват, родившийся около города Задар, был скульптором в Италии (Неаполь, Мессина, Палермо) и Франции (Окс, Марсель, Авиньон). Его портреты-бюсты женщин представляют собой самое высокое достижение в средневековой скульптуре. Теперь они хранятся в галереях Палермо, Вены, Нью-Йорка и Парижа.
Юлие Клович или Дон Джиулио Кловио Хорват (1498-1578), считается последним большим представителем классической европейской миниатюры, чьи работы украшают много известных галерей: Уффици во Флоренции, Национальный музей и галерея Каподимонте в Неаполе в Неаполе, Библиотека Марчиана в Венеции, Галерея Сабанда в Турине, Библиотека Альбертина в Вене, Лувр в Париже, Британском Музее и Музей сэра Джона Соана
в Лондоне. Его учеником был сам Эль-Греко, который оставил нам его портеты. А одним из его друзей был Микеланджело.
Андрийя Медулич (Андреа Шиавоне 1500-1563), живописец, начал свою карьеру художника в Шибенике и затем в Венеции. Его произведения искусства рассеяны по всей Европе (Задар, Шибеник, Загреб, Венеция, Милан, Флоренция, Неаполь, Турин, Париж, Лондон, Оксфорд, Ричмонд, Дублин, Амстердам, Вена, Дрезден, Санк.-Петербург, Белград). Медулич оказал большое влияние на Тинторетто, который заявил, что любой истинный живописец должен обладать по крайней мере одним из его шедевров. Как и Клович, он также повлиял на Эль-Греко.
Влахо Буковач (1855-1922; работал в Париже в 1866-1893). В 1888 он посетил Англию, нарисовал много друзей и написал бесчисленные портреты членов различных семейств, в которые он был приглашен как друг и гость. Он был также профессором в Академии Искусств в Праге с 1903 до 1922
Лучшие хорватские художник иначала ХХ века, обитавшие в Париже: Владимир Бесик (1886-1954), Мирослав Кралевич (1885-1913), Йосип Рапич (1885-1908).
В области современных искусств вероятно наиболее известен скульптор ИванМештрович (1883-1962), который создавал шедевры для своей родины. У него есть собственные галереи в Сплите и в Загребе. Он является автором “Памятника Неизвестному Солдату” и “Памятника Благодарности Франции” в Белграде, красивого Мавзолея Петару Петровичу, черногорскому поэту и государственному деятелю и многих других. Его скульптуры находятся в Лондоне, Флоренции, Турине, Риме, Праге, Будапеште, в музеях США и т.д. Он также вырезал памятник выдающегося словака Мартина Кукусина в Пунта Аренс (Патагония, Аргентина).
Также по всему миру известны представители примитивного искусства. У его истоков в хорватской деревне Хлебине стоял живописец Крсто Хегедусич (1901-1971). Это была известная Хлебинская школа. Хегедусич также основал группу художников под названием Земля в Загребе в 1929 году, которая была запрещена Сербской полицией в 1935 году. Из большого количества живописцев-примитивистов, чьи творения украшают частные и музейные от Парижа до Токио, упомянем только немногих: Иван Генералич (1914-1992), Иван Рабужин (1921) разработал занавес, украшающий сцену одного из лучших театров в Киото (Япония).
Во всем мире хорошо известны "3агребская школа мультипликационного фильма". Хорватия знакома миру своими выдающимися учеными, писателями, артистами и музыкантами.
В летние месяцы исторические места распахивают свои двери современному искусству. Дворцы, атриумы и площади старых городов становятся для жителей страны и многочисленных зарубежных туристов сценами традиционных международных фестивалей: летний фестиваль в Дубровнике, фестиваль кино в Пуле, "Сплитское лето", "Музыкальные вечера в Задаре", "3агребские вечера на Гриче", Вараждинские вечера барокко и т.д. Все это, а также многое другое, дает представление о том, что хорватская культура продолжает развиваться и не теряет связи со своими истоками.







ПУТЕВОДИТЕЛЬ