Banner 1

Культура Сирии

В материальной культуре сирийцев сохраняется немало традиционного. Старинные орудия сирийских земледельцев - это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздями доска либо каменный каток для молотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или речные жернова для размола зерна.

Ирригационных приспособлений два - нория и насба. Нория - большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу реки или канала и приводится в движение напором воды; при этом ковши, находясь внизу, наполняются, а вверху выливают воду в желоб ведущий к оросительному каналу. Насба - большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, скорость течения которых недостаточна для вращения нории. Тягловые животные - верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения - подчас запрягаются в двухколесную арбу.

Типы крестьянских жилищ разнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах - из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина чего - малоземелье феллахов, экономящих каждый клочок земли. На глинобитном полу дома - сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отверстие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяками и одеялами, медной, глиняной посудой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару - на плоских кровлях домов, где не так душно.

Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников - шерстяной шатер общеарабского типа.

Традиционный тип городского жилища - каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В богатых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса - ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5-7 комнат квартирами, так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состоятельного горожанина выдержана обычно в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.

Одежда

Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах - кунбаз или в более коротких рубахах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже - горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин - разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и женщины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.

Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бедных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается баранина, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее включают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень популярны у сирийцев орехи, а также восточные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.

Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35-40 лет. Наряду с гражданским браком существует религиозный, по мусульманскому обряду. Обряды бракосочетания обставляются с большой торжественностью.

В городах после выполнения религиозного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельной семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветными лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество.

Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3-5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Дети воспитываются в духе почитания родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) - закон для семьи. Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.

В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым небом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, перебирают четки.

Система школьного образования в Сирии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако имеются школы с богословским уклоном.

В стране несколько высших учебных заведений: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский высший технологический институт. В Дамасском университете 12 факультетов.

В Дамаске находится Арабская академия наук, основанная в 1919 г. Ее сотрудники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, координируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.

Находясь на перекрестке путей, в гуще исторических событий, всегда открытая и дружелюбная, Сирия, как губка, впитывала все, что привносили в нее многочисленные народы: египтяне, хетты, митанцы, ассирийцы, вавилонцы, финикийцы, византийцы, римляне, крестоносцы, турки, арабы и французы. Каждый из народов окрасил культуру Сирии яркими неповторимыми красками. Но, безусловно, наибольшее влияние оказала главенствующая в арабском мире религия – ислам.

Литература и фольклор.

Территория современной Сирии стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь родилась одна из первых форм письменности – угаритская. Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической и римской культуры.

Золотой век сирийской литературы приходится на IV – VI вв. н.э. Можно отметить работы богослова Ефрема Сирина, оказавшие влияние и на древнерусскую христианскую литературу.

Постепенно, начиная с семнадцатого века сирийский язык вытесняется арабским, а Сирия становится центром поэзии арабского мира. С этим временем связаны имена таких просветителей, как Абу-ль-Аля аль-Маарри, Абу Таммам, Абу Фирас аль-Хамдани, Григорий Абу-ль-Фарадж Бар-Хебрайа.

Несомненно, многим известны занимательные и поучительные истории из Альф Лэйла уа Лэйла («Тысяча и одна ночь».), рассказанные Шахерезадой. В составлении некоторых их них принимали участие сирийские сочинители.

После установлении власти французов сирийская литература попала под влияние западной культуры. Появились новые жанры. В период подъема национально-освободительного движения многие поэты обличали французские и немецкие власти.

В середине двадцатого века в литературе Сирии, как и во всем мире, главенствовало реалистическое направление, связанное с именами Аль-Уджейли, Аль-Идлиби, Уидад Саккакини, Фадильас-Сибаи и др. Литература – это отражение истории страны. В 60-70 гг. с ростом патриотического движения, происходящего на Ближнем Востоке, появляются писатели, прекрасно раскрывающие эту тему в своих произведениях. Такие имена, как Гада Аль-Самман, Тамер Закарийя, Ж.Салем, Низар Тауфик Каббани, Хана Мина, Али Джунди, много значат для каждого сирийца.

Современная литература Сирии является одной из наиболее развитых в арабском мире. Ряд произведений современных сирийских авторов переведен на русский язык.

Современная сирийская литература, зародившаяся во второй половине прошлого века, является частые арабской литературы, понимаемой как совокупность литератур всех арабских стран, объединенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством классического культурного наследия.

Современные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показывают жизнь простых людей, тружеников города и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.

Наряду с письменными записями в среде кочевников и крестьян сохраняются традиции устного творчества. До появления радио и телевидения по вечерам во всех сирийских кафе не было свободных мест – люди приходили послушать хакавати. Их истории были о воинах, героях и королях, о любви и дружбе, доблести и предательстве и заканчивались, как у Шахерезады, на самом интересном месте, поэтому люди с нетерпением ждали следующего вечера, чтобы услышать продолжение истории. Мест, где сегодня можно послушать хакавати, осталось не много, но одно из них – знаменитое кафе в Дамаске – «Науфара» на Qayamariya street.

Музыка.

Сирийская народная музыка, подобно любой другой арабской, основана на музыкальных балладах, в которых поется о любви и чести, семье и стране. Классическая арабская музыка исполняется на ауде, древнем струнном инструменте, похожем на лютню, в аккомпанементе маленького барабана и флейты.

Муващщах – форма стихотворного песнопения (по принципу вопрос – ответ), пришла из Андалусского халифата и прочно закрепилась в стране. Известным центром этого творчества по праву считается Алеппо. Муващщах является важнейшим элементом в суффическом ритуале – зикр. Известный певец Муващщах Сабах Фахри, золотой голос Сирии, включен в Книгу рекордов Гинесса за исполнение им безостановочное пение в течение 10 часов. В исполнении муващщах участвуют ауд, каман (щипковая скрипка), канун (гусли), дарбаке (там-там) и дафф (бубен).

Из народных танцев очень популярен дабке (танец ритмичных чеканных шагов). Взявшихся за руки людей, танцующих в дабке, нетрудно увидеть не только во время народных празднеств, но и на любой дискотеке. Не стойте в стороне, беритесь за руки и начинайте учить движения – весьма увлекательное занятие. Устоять на месте во время исполнения дабке крайне трудно.

Можно с уверенностью утверждать, что ни одна современная арабская мелодия не обошлась без заимствований из классической арабской музыки. Здесь, так же как и в других направлениях сирийской культуры, сказывается сильное влияние традиций, основанных в исламе. Из нынешних сирийских исполнителей, прославившихся на весь арабский мир наиболее известны Джордж Уасуфф и Асала Насри.

Театр.

Первые театры стали появляться во второй половине XIX в. Отцом-основателем сирийского сценического искусства стоит считать талантливого драматурга и композитора Абу Халиля Каббани, который многое сделал для развития сирийской оперетты. Из-за политических конфликтов и военных действий в регионе развитие театра как такового задержалось почти на столетие. Лишь в 1960 годы во время недолго периода мира, был создан Национальный театр. В его стенах ставятся пьесы не только европейских драматургов, но и сирийских авторов, получивших широкую известность в театральных кругах: Мамдух Удван, Сааделлах Ваннус, Хани Аль-Рахиб, Мухаммад Аль-Магут, Нихад Сервис.

В Дамаске есть также кукольный театр. В консерватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов.

Кино

Первый показ в истории страны состоялся в 1908 году в одном из кафе Алеппо. В 916 году турецкая администрация открыла свой первый кинотеатр в Дамаске, который сгорел, не простояв и месяца. Потребовалось еще целых 12 лет, чтобы свет увидел первый сирийский фильм «Невиновный подозреваемый» 1928г.).

В целом процесс производства полнометражных фильмов в Сирии развит слабо, сирийская национальная кинокомпания выпускает в год всего несколько кинолент, но сирийские «мыльные оперы» пользуются большим спросом в арабских странах еще с семидесятых годов. Один из последних сериалов «Баб аль-Хара».

В кинотеатрах преобладают фильмы европейского и американского производства, но большинство сирийцев предпочитают индийские и египетские ленты.

В Дамаске уже 15 лет проходит ежегодный международный кинофестиваль, имеющий огромное значение для культурной жизни Сирии. В рамках фестиваля проходят премьерные показы работ не только сирийских режиссеров, но и кинематографистов со всего мира.

Архитектура.

Каждый, кто первый раз попадает на Восток, мечтает оказаться в гостях у Шахерезады, пройтись по узким улочкам старых арабских городов. Неповторимая атмосфера лабиринтов старых кварталов возвращает путешественника в прошлое, словно машина времени.

Несмотря на то, что планировка древних городов на Востоке в основном типична: крепостная стена с воротами, окружающая цитадель правителя, мечети и торговые ряды, - каждый имеет свою особенность.

Самые древние города имели строгое число ворот, ориентированных по четырем сторонам света. Это проявление древних верований и способ ориентации на местности. Позднее, осознав неудобство подобного расположения ворот, их стали строить на дорогах, ведущих к большим городам – признак развития торговли.

Внешнему оформлению домов как в древние времена, так и сегодня внимания уделяется мало. Но скромно оформленные, обветшалые, иногда недостроенные фасады зданий скрывают за своими порой даже неоштукатуренными стенами целые «восточные дворцы». Традиция невыпячивания своего богатства наружу заложена еще с османских времен, периода расцвета городского строительства. Внутренняя планировка арабских домов достаточно однотипна – жилые и подсобные помещения строятся таким образом, чтобы внутри получался открытый небу двор. Но иногда, войдя в скромные ворота, можно увидеть чуть ли не Сады Семирамиды.

Дома в Сирии строились всерьез, основательно и надолго для проживания нескольких поколений одной большой семьи. Поэтому в них проектировалось большое количество комнат, иногда более тридцати. Жилые помещения располагались на 2-3 этажах вокруг большого внутреннего дворика с фонтаном в центре в окружении цитрусовых деревьев, винограда, жасмина и цветов. Персидские ковры застилали полы. Особое внимание уделялось ливану (айван) – месту для приема гостей – сводчатой, с высокими потолками, глубокой нише во внутреннем дворике, где гости, расположившись на шелковых подушках, наслаждаясь напитками и сладостями, вели неспешную беседу с хозяевами.

Внутреннему убранству домов придавалось огромное значение – красивые орнаменты, резьба, скульптуры, мозаика, витражи, красочная роспись стен можно и сейчас увидеть в сотнях старинных домов, переделанных под рестораны, отели и музеи.

Сегодня так почти не строят из-за экономии и места и финансов. Современная массовая застройка типична для стран Средиземноморья: прямоугольный каменный или деревянный дом с большой крышей – террасой, закрытой от людских глаз. В большие города пришла западная архитектура – многоэтажные дома-высотки. Лишь кочевники-бедуины продолжают жить в черных или серых палатках из козьей шерсти, брезента или домах, сложенных из камней и глины.

Религиозная архитектура Сирии четко выражает требования веры и потребности прихожан, будь то христиане или мусульмане, в определенную эпоху строительства. Небольшие христианские церкви по соседству с огромными, часто в несколько тысяч квадратных метров мечетями, наглядно демонстрируют число приверженцев той или иной веры.

Многочисленные мечети выдержаны в арабском стиле Мечети, построенные в начале исламской эры, больше похожи на крепости, окруженные глухими стенами, представляя собой преграду, скрывавшую то, что внутри. Сама мечеть – это прямоугольное здание с куполом, который венчает полумесяц. В больших мечетях обязательно имеется внутренний двор, окруженный галереями, в котором располагается фонтан для омовения. К мечети пристраивают минареты (от арабского светиться). В эпоху становления ислама, с них не только сообщалось верующим о сборе на молитву, но и они служили маяками или сигнальными башнями. Первые минареты начали строить именно в Сирии. Их общее число должно быть меньше, чем в Запретной мечети в Мекке, где всего девять минаретов.

В оформлении мечети вы не встретите изображения ни человека, ни животных, это запрещено исламом. Максимальное украшение молельного зала - витиеватые узоры, напоминающие растения, геометрические фигуры и выполненные на камне или дереве куфические надписи изречений из Корана. Если христианский храм возводится согласно сторон света, то мечеть обязательно ориентирована по отношению к Мекке. Каждая стена, определяющая это направление, отмечается пустой богато украшенной нишей – михрабом. В главном молитвенном зале, справа от михраба, располагается минбар – высокое кресло на постаменте с крутой лестницей, именно с него по пятницам имам читает проповеди.

Меньшая популярность в Сирии учения Христа, нежели Муххамада, отразилась на малочисленности христианских церквей и соборов. Тем не менее, нельзя не отметить искусство мастеров камня в церквях Дамаска, фрески в Маар Мусе, монастырь святого Симеона Столпника под Алеппо и, конечно же, эффектную Маалюлю, источающую вселенское спокойствие.

Изобразительное искусство.

Современное изобразительное искусство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохранить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет - импрессионизм. Однако среди сирийских художников встречаются и представители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников лозунга «искусство для жизни». Появляются произведения, в которых воплощаются национальные чаяния народа. В пейзажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. В сентябре 1971 г. в Дамаске состоялась первая выставка сирийских художников. Наиболее известны из них Назем Джафари, Мишель Кирши, Миляд Шаеб, Наими Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.

Народные промыслы.

Одно из широко известных направлений сирийского искусства – традиционные ремесленные товары, изготавливаемые на протяжении веков.

Текстильные и кожевенные мастерские выпускают национальную одежду, обувь, скатерти, подушки, ковры и пледы. Особенно ценится вышивка сирийских рукодельниц, известная на весь Ближний Восток. В последние годы многие сирийские дизайнеры используют вышивку для украшения своих нарядов.

С давних времен дамасские ткани пользовались большим спросом не только у арабских, но и европейских и китайских торговцев. Декоративные мотивы включают изображения деревьев, цветов, перышек, волн и геометрических зигзагов или треугольников, используются красный, фиолетовый, розовый, каштановый цвета с яркими дополнениями зеленых, оранжевых и золотых оттенков.

Пользуясь своими собственными запасами глины, сирийские умельцы тысячелетиями изготавливали прекрасную глиняную и керамическую посуду. Первые изделия предназначались для хранения продуктов питания, воды и оливкового масла. Количество глиняных изделий в Сирии в древние времена было столь велико, что до сих пор на территории многих удаленных от столицы исторических памятников их осколки никто уже и не собирает.

История производства изделий из стекла насчитывает ни один век. С конца XIIв. Начался расцвет производства дорогих изделий из стекла – ваз, сосудов, светильников, лам, колб и кальянов. Центрами их изготовления были Алеппо, Дамаск, а также Ракка. Зеленоватое или цветное стекло расписывали синей и красной эмалью, украшали позолотой – сирийские ремесленники достигли невероятного уровня мастерства в изготовлении стеклянной продукции. Они усовершенствовали технику резьбы по стеклу, а также научились делать рисунки в толще стекла. Орнаментальные полосы включали пожелания владельцам и тексты из Корана. Восточное расписное стекло, популярное в странах Европы, называлось там дамасским, хотя его изготавливали на всем Ближнем Востоке.

Из дерева сирийским умельцам удается сделать неповторимой красоты мебель и предметы интерьера, инкрустированные перламутром.

Другим видом прикладного искусства является обработка металла. Медные, латунные, бронзовые панно, бытовые предметы, статуэтки, лампы и светильники с вставками из цветного стекла – все это вы найдете на местных базарах. А изделия из знаменитой на весь мир дамасской стали, увы, встречаются только в музеях.

Искусство бедуинов Сирии представлено серебряными украшениями, красочными тканями и холодным оружием.


Информация о стране

ПУТЕВОДИТЕЛЬ