Banner 1

Политика Сирии

Государственный и политический строй Сирии

Сирия – президентская республика. Она отличается централизованной, строго иерархической системой, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками Баас в 1963. С ноября 1970 до июня 2000 главой государства был генерал Хафез Асад, лидер военного крыла Баас, который пришел к руководству в результате переворота, сместив гражданскую верхушку партии. Хафез Асад занимал посты президента, главнокомандующего вооруженными силами, генерального секретаря регионального руководства Баас и председателя Прогрессивного национального фронта – коалиции партий, имеющей большинство в Народном совете, состоящем из 250 депутатов и выполняющем функции однопалатного парламента, который избирается всеобщим голосованием на 4 года. Последние парламентские выборы состоялись в 2003.

Органы центральной власти. Оказавшиеся у власти военные, верные генералу Асаду, вскоре созвали законодательный орган – Народный совет, перед которым в качестве первоочередной задачи была поставлена разработка проекта постоянной конституции. Она должна была заменить введенную Баас в 1964 временную конституцию страны, действие которой было продлено в 1969. Депутаты в Народный совет выдвигались президентом и его ближайшими советниками и должны были представлять Баас и ее главных левых союзников – Арабский социалистический союз, Сирийскую коммунистическую партию, Демократическую социалистическую юнионистскую партию и Движение арабских социалистов. В Народный совет было включено также небольшое число независимых членов и представителей оппозиционных сил. В марте 1973 Народный совет представил на одобрение президенту проект конституции, который затем был вынесен на референдум. В соответствии с новой конституцией Народный совет избирается всеобщим прямым и тайным голосованием. Избирательным правом наделены все граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Выборы в Народный совет проводятся по многомандатным избирательным округам, причем в каждом из них одна часть мест выделяется рабочим и крестьянам, а другая – представителям иных категорий населения. Формального выдвижения кандидатур политическими партиями не предусмотрено. На практике правящий Прогрессивный национальный фронт выдвигает общий неофициальный список кандидатов; формально же все кандидаты выдвигаются и баллотируются индивидуально. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе относительного большинства.

В полномочия парламента, согласно конституции, входят принятие законов, обсуждение политики правительства, утверждение государственного бюджета и планов социально-экономического развития, ратификация важнейших международных договоров и соглашений, объявление всеобщей амнистии. Только Народный совет правомочен вносить изменения в конституцию и регламент своей деятельности. В то же время, конституция Сирии последовательно не разграничивает предметные рамки законодательных полномочий парламента, с одной стороны, и главы государства – с другой.

Центральное место в политической системе Сирии принадлежит главе государства – президенту республики. Кандидатуру на этот пост выдвигает Народный совет по предложению руководства партии Баас, после чего вопрос выносится на общенациональный референдум. Для избрания на 7-летний срок достаточно получить большинство голосов принявших участие в референдуме.font>

После смерти Хафеза Асада в 2000 президентом Сирии избран его сын Башар аль-Асад.Родившийся в 1965, он получил образование врача-офтальмолога в Сирии и Великобритании, а в 1994 вернулся в страну, где закончил военную академию, стал близким сотрудником и наследником отца. Башар аль-Асад командовал президентской гвардией и выполнял важные дипломатические поручения, призывал к борьбе с коррупцией и возглавлял сирийское компьютерное общество. После смерти Хафеза Асада в июне 2000 парламенту пришлось внести поправки в конституцию, чтобы снизить минимальный возраст кандидата в президенты с 40 до 34 лет. Избранный затем генеральным секретарем Баас и выдвинутый кандидатом в президенты, получил в июле 2000 на референдуме 97,3% голосов и официально занял президентский пост.

В соответствии с основным законом страны, президент Сирии следит за соблюдением конституции и гарантирует работу государственного механизма, разрабатывает (по согласованию с правительством) общегосударственную политику и контролирует ее проведение в жизнь. Он назначает и смещает гражданских и военных должностных лиц, включая вице-президентов, министров, губернаторов и высших дипломатов, пользуется правом помилования и реабилитации осужденных, является верховным главнокомандующим. Президент вправе объявлять войну, всеобщую мобилизацию и чрезвычайное положение, может заключать мирные соглашения (при их ратификации парламентом), заключать и расторгать международные договоры.

Глава государства имеет право созывать чрезвычайные сессии парламента, готовить законопроекты и вносить их на рассмотрение Народного совета. Он может наложить вето на закон, принятый законодательным органом, которому необходимо собрать не менее двух третей голосов, чтобы преодолеть его. В чрезвычайных обстоятельствах президент может сам издавать законы-декреты в перерывах между сессиями парламента. Глава государства вправе непосредственно выносить законопроекты на референдум, минуя парламент. В его полномочия входит роспуск Народного совета, однако по конкретному основанию такое решение может быть принято только один раз. Парламент может привлечь президента к ответственности только в случае государственной измены.

Верховный исполнительный и административный орган республики – правительство (Совет министров), состоящий из председателя (премьер-министра), заместителя и министров. Совет министров контролирует работу государственного исполнительного аппарата и государственных корпораций, осуществляет надзор за исполнением законов, вместе с президентом участвует в разработке политики государства и проводит ее в жизнь, разрабатывает проекты бюджета, планов развития и законов, обеспечивает безопасность страны и т.д. Председатель правительства и министры несут ответственность только перед президентом. Председатель правительства с 2000 – Мухаммед Мустафа Миро.

Органы местной власти. В административном отношении Сирия разделена на 14 губернаторств (мухафаз), во главе которых стоят губернаторы, утверждаемые президентом по представлению министра внутренних дел. При губернаторах действуют Советы мухафаз, 1/4 депутатов которых назначаются губернатором и министром внутренних дел, а 3/4 избираются населением на четырехлетний срок. Министр внутренних дел назначает в эти Советы от 6 до 10 депутатов, которые входят в состав Исполнительных комитетов провинций, выполняющих повседневный надзор за деятельностью местной администрации.

Муниципальные Советы направляют деятельность городских служб, выдают лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, устанавливают местные налоги. Во главе этих Советов стоят мэры, назначаемые губернаторами мухафаз, а в малых городах – главами округов. В 1987 Дамаск, имевший особый столичный статус, был объединен с прилежащей одноименной мухафазой в единую административную единицу.

Политические партии. Партия арабского социалистического возрождения (Баас) – правящая и господствующая партия страны. Образована в 1947 Мишелем Афляком и Салахом Битаром как Партия арабского возрождения (Баас), после слияния с Арабской социалистической партией в 1954 получила нынешнее название. Идеология партии – панарабский национализм. Ее главная цель – объединение всех арабских государств в одно, воссоединение арабской нации, «искусственно» разделенной колонизаторами, и возвращение ей «былого величия». Важное место в программных положениях Баас занимает «освобождение Палестины». Главный лозунг партии: «Арабская нация едина, ее миссия бессмертна». Баас провозглашает также принципы «свободы» и «арабского социализма». К началу 1960-х отделения партии были созданы в большинстве арабских стран (особенно влиятельными они стали в Ираке, Ливане, Иордании, Йемене и др.). В феврале 1963 баасисты захватили власть в Ираке и установили в стране жестокую диктатуру, однако их режим был свергнут иракской армией в ноябре того же года. В Сирии партия Баас пришла к власти в марте 1963 в результате государственного переворота. Вскоре между общеарабским и сирийским «региональным» руководствами партии разгорелась ожесточенная борьба. В 1965 М.Афляк и С.Битар отстранили более «левых» сирийских лидеров, которые пользовались поддержкой молодых армейских офицеров. В феврале 1966 в результате нового переворота в Сирии к власти пришла «левая» фракция Баас, призвавшая к установлению «народного контроля» над производством, сотрудничеству со всеми «истинно социалистическими, юнионистскими и прогрессивными элементами», включая коммунистов и государства советского блока, а также к объединению арабских государств «на социалистических основах». Победившая группировка сместила Афляка и Битара. Пришедшее в 1968 к власти в Ираке местное крыло Баас не признало новое общеарабское руководство, созданное сирийцами, и в партии произошел раскол на просирийское и проиракское крыло. Соответственно разделились и секции Баас в различных арабских странах. В 1970 к руководству сирийским крылом партии пришло «военное» крыло во главе с Хафезом Асадом. Под руководством Баас в Сирии был создан в 1972 блок проправительственных партий и организаций – Прогрессивный национальный фронт (ПНФ). В Народном совете Баас имеет 135 из 250 мест. Генеральный секретарь партии – Башар аль-Асад, президент Сирии.

Сирийская коммунистическая партия (СКП) – бывшая просоветская, создана в 1924. В 1940-х и 1950-х являлась одной из наиболее организованных и влиятельных политических сил Сирии, однако была сильно ослаблена в результате репрессий в период объединения с Египтом (1958–1961), а затем вытеснена баасистами из тех сфер общественных жизни, в которых коммунисты традиционно пользовались влиянием. В 1972 в СКП произошел раскол: фракция во главе с Халедом Багдашем пошла на сотрудничество с правительством Х.Асада и вступила в ПНФ, группировка Р.Турки («СКП – политбюро») объявила о своей оппозиции, а ее лидеры были позднее арестованы. Затем из СКП выделилась еще одна фракция М.Юсефа («СКП – базовые организации»), которая также отказалась участвовать в ПНФ.

В 1986 раскололась проправительственная фракция СКП. В ней сложились группировки Х.Багдаша и Ю.Фейсала (последняя опиралась на более молодые партийные кадры). Серьезных расхождений между обеими организациями нет. Обе они остаются в составе ПНФ и имеют по 4 места в Народном совете.

Движение арабских социалистов (ДАС) – образовано в 1950 как Арабская социалистическая партия (АСП) под руководством А.Хаурани. АСП опиралась на крестьян, часть рабочих и лавочников и, подобно партии Баас, призывала к достижению арабского единства и «арабского социализма». В 1954 АСП объединилась с Баас. В 1962, после выхода Сирии из государственного объединения с Египтом, Хаурани и его сторонники были исключены из партии Баас из-за категорического отказа от ориентации на восстановление союзного государства. Впоследствии организация раскололась на ряд фракций; некоторые из них вступили в ПНФ и правительство. Сотрудничающее с правительством крыло ДАС имеет 4 места в Народном совете.

Арабский социалистический союз (АСС) – одна из организаций «юнионистов» (последователей бывшего лидера Египта Гемаля Абдель Насера). АСС образован в 1964, выступил за «арабский социализм» и объединение с Египтом. Партия раскололась на 2 фракции, одна из которых вошла в состав ПНФ и правительства Асада. АСС имеет 7 мест в Народном совете.

Партия социалистов-юнионистов (ПСЮ) – насеристская. Входит в ПНФ, по программным установкам близка к АСС и Баас. Имеет 7 мест в Народном совете.

Социалистическая юнионистская демократическая партия (СЮДП) – насеристская. Входит в ПНФ, имеет 4 места в Народном совете.

Сирийская национально-социалистическая партия (СНСП) – создана в Ливане в 1932 как тайная организация, испытавшая влияние идеологии и организационных форм европейского фашизма. Партия объявила своей целью создание государства «Великая Сирия», которое должно было охватить территорию Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Палестины и Кувейта. Основные силы СНСП находились в Ливане, где она пользовалась существенным влиянием, создала после Второй мировой войны свои полувоенные формирования и участвовала в ряде попыток государственного переворота. В начале 1960-х во взглядах руководства партии произошла определенная эволюция. Не отказываясь в целом от крайне правых воззрений, оно заимствовало некоторые марксистские и панарабистские постулаты. В конце 20 в. часть фракций партии в Ливане стала ориентироваться на сотрудничество с сирийским правительством. В 2000 в Сирии была разрешена деятельность СНСП, она была принята в ПНФ. Имеет 2 места в Народном совете.

Не входят в ПНФ и действуют полулегально или нелегально:

Партия арабского социалистического демократического возрождения (ПАСДВ) образована в 1970 приверженцами «левого» крыла партии Баас во главе с С.Джедидом, отстраненного от власти Х.Асадом. Ее программа и основные цели, по существу, идентичны платформе Баас. Партия выступала за отстранение режима Асада, не исключая и вооруженных методов борьбы.

Партия коммунистического действия Сирии (ПКДС) – создана в конце 1970-х как Лига коммунистического действия, нынешнее название получила в 1980. Партия включила приверженцев «неортодоксального марксизма», стоящих «левее исторически сложившейся СКП». Считая режим Х.Асада «буржуазным» и «антинародным», ПКДС добивалась его свержения и замены «революционно-демократической властью во главе с народным фронтом». Лозунг «арабского единства» отвергает как «реакционный».

Национально-демократическое объединение – блок оппозиционных партий и организаций. Включает ПАСДВ, ПКДС, Арабскую революционную рабочую партию в Сирии, Демократический Арабский социалистический союз в Сирии (фракция АСС), фракцию ДАС и «СКП – политбюро».

Независимо действует Национальный комитет за единство сирийских коммунистов.

Основа мусульманской фундаменталистской оппозиции – сирийский филиал общеарабской организации «Братья-мусульмане», возникший в конце 1930-х. С конца 1960-х в Северной Сирии активизировалось радикальное крыло исламистов во главе с Марваном Хадидом; в 1970-х возникли подпольные ячейки, начавшие вооруженную борьбу с режимом Баас. Стимулом для их антиправительственных действий являлась принадлежность семьи президента Асада и многих лиц из его окружения к религиозной общине алавитов, взгляды которой резко отличаются от ортодоксального ислама. Исламисты добивались также отмены закона об аграрной реформе, денационализации и ослабления государственного контроля над внешней торговлей и ценами. В июне 1979 «Братья-мусульмане» убили более 60 курсантов военного училища в Халебе, а в 1982 подняли крупное восстание в Хаме, которое было подавлено сирийскими войсками. В ходе подавления погибли тысячи людей. После разгрома сеть ячеек «братства» в Сирии практически прекратила свое существование, центр его деятельности переместился в Ирак и европейские страны. В Дамаске сохранилось аполитичное объединение «братьев».

Судебная система включает суды по вопросам личного статуса, по делам несовершеннолетних, мировые суды, суды первой инстанции, апелляционные и кассационный суды. Кассационный суд в Дамаске служит высшей судебной инстанцией, принимающей окончательные решения по протестам и жалобам на решения всех нижестоящих судов. Суды по вопросам личного статуса подразделяются на шариатские суды, суд для друзов и суды для представителей немусульманских общин. Мировые суды занимаются рассмотрением незначительных гражданских торговых и уголовных дел. Более серьезные дела слушаются в судах первой инстанции. Апелляционные суды действуют в административных центрах мухафаз и принимают к рассмотрению апелляции на решения нижестоящих судов. Кроме того, существует система военных судов, занимающихся рассмотрением дел о преступлениях военнослужащих. Назначение, перемещение и смещение членов всех этих судов находится в компетенции Высшего совета магистратуры. В стране действует Верховный конституционный суд, состоящий из пяти судей, назначаемых президентом сроком на четыре года. Этой инстанцией рассматриваются вопросы, связанные с выборами и конституционностью законов и указов, принимаемых президентом и Народным советом. Высший конституционный суд не имеет права отменять законы, принятые на референдумах.

В Сирии действуют также Высший суд государственной безопасности и Суд экономической безопасности. Обычно дела в этих судах рассматриваются на закрытых судебных заседаниях.

Вооруженные силы Сирии состоят из сухопутных войск, насчитывавших в начале 1990-х годов ок. 300 тыс. человек, военно-воздушных сил (ВВС, 80 тыс. человек), сил военно-морского флота (ВМС, ок. 4 тыс. человек) и нерегулярных формирований для охраны объектов тыла, жандармерии и специальных сил безопасности, занимающихся охраной президента, правительственных и государственных учреждений. Призывной возраст на срочную военную службу – 19 лет, срок службы в сухопутных войсках и ВВС 30 месяцев, а в ВМС – 18 месяцев. По конституции, главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. С начала 1990-х годов приблизительно 30-тысячная сирийская военная группировка находится в Ливане, в основном в долине Бекаа и в окрестностях Бейрута и Триполи. Согласно официальным данным, в 1997 финансовом году бюджетные военные расходы составили примерно 800 млн. – 1 млрд. долл., или 5,9% ВВП.

Внешняя политика. Первое баасистское правительство (март 1963 – февраль 1966) следовало принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта «социализма». В этом правительстве сохранялось своего рода равновесие между военными и гражданским крылом Баас. Положение полностью изменилось в феврале 1966. Основатели Баас Мишель Афляк и Салях Битар были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота Салах Джадид и Хафез Асад вынесли им смертный приговор. Новый режим был нелегитимным и в целях самоутверждения предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших в конечном счете к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты. В ноябре 1970 министр обороны Хафез Асад стал абсолютным правителем Сирии, власть которого еще более окрепла, когда в марте 1971 он стал президентом страны.

6 октября 1973 Сирия совместно с Египтом предприняла скоординированное наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще бóльшую территорию. Благодаря активному американскому посредничеству Израиль вывел войска с части оккупированных им земель, а также из города Эль-Кунейтра на Голанских высотах, что было обусловлено сирийско-израильским соглашением, подписанным 31 мая 1974 и фактически определявшим границу между Сирией и Израилем. В июне 1976 Сирия приняла участие в урегулировании внутриполитического конфликта в Ливане и ввела туда войска в составе межарабских сил сдерживания.

В 1980 Сирия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, действие которого сохранилось и после распада Советского Союза. Сирия была одной из немногих арабских стран, поддержавших Иран в его долгой войне с Ираком в 1980-годах, и продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана.

В феврале 1987 Сирия, которая сохраняла в Ливане 25-тысячный контингент миротворческих сил, для поддержания порядка дополнительно направила 7-тысячную армию в мусульманский сектор Бейрута. Когда в августе 1990 Ирак вторгся в Кувейт, Сирия послала свои войска в Саудовскую Аравию и впоследствии присоединилась к антииракской коалиции. В октябре 1990 Сирия приняла активное участие в подавлении выступлений христиан в восточном Бейруте и тем самым способствовала наведению порядка в ливанской столице. Сирия принимала активное участие в урегулировании палестино-израильского конфликта.

У Сирии сложные отношения с соседними Турцией и Иорданией, она по-прежнему находится в состоянии войны с Израилем, который продолжает оккупировать 1370 км сирийской территории (Голанские высоты). Поэтому на международной арене Сирия стремится проводить осторожную и сбалансированную политику, которую никак нельзя назвать антиамериканской. Во время событий в Персидском заливе 1990-1991 гг., Дамаск твердо встал на сторону Кувейта и сил антииракской коалиции, возглавляемой США. Это привело к заметному улучшению отношений с США, странами Западной Европы, аравийскими монархиями и Египтом. Вместе с тем, Сирия сохранила особые отношения с Ираном и стремилась восстановить сотрудничество с Россией в экономической и военно-технической области.

В Сирии сохранилась одна из немногих военных баз России за границей – пункт базирования в Тартусе. Там продолжает находиться российская плавучая мастерская, осуществляющая ремонт как российских (правда, они сейчас нечастые гости в Средиземном море), так и сирийских кораблей. Позиция сирийского руководства по болезненной для России чеченской проблеме никогда не была двурушнической и в полной мере отвечала дружественному характеру двусторонних отношений. Неизменная позиция Сирии состоит в том, что Чечня – неотъемлемая часть России, поэтому она жестко осуждала чеченский сепаратизм и поддерживала стремление России сохранить свою территориальную целостность на Северном Кавказе. Несмотря на наличие в стране многочисленной кавказской диаспоры, сирийские власти не позволяют использовать территорию своей страны в антироссийских целях в связи с событиями в Чечне.

Важнейшей задачей Сирии продолжает оставаться возвращение Голанских высот, утраченных после поражения в войне 1967 г. Начавшиеся в 1992 г. в Вашингтоне сирийско-израильские переговоры, привели к некоторому сближению позиций, но соглашение так и не было достигнуто. Израильско-сирийские мирные переговоры под эгидой США зашли в тупик и были прерваны. В настоящее время сирийцы не видят возможности военного решения этой проблемы. Но Тель-Авив отказывается возобновлять мирные переговоры с Сирией до того, пока ее руководство не откажется от поддержки "террора против Израиля". По мнению премьер-министра Ариэля Шарона, "ситуация с Сирией складывается так же, как и с палестинцами, от которых мы требуем демонтировать террористическую инфраструктуру, прежде чем начинать дипломатические переговоры". Так что перспективы сирийско-израильского примирения и решение проблемы Голанских высот зависит не столько от позиций двух сторон, сколько от успешного продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке и, прежде всего, от заключения мира между Израилем и палестинцами.

Сирия отказалась безоговорочно поддержать американскую оккупацию Ирака и строительство нового американского порядка на Ближнем Востоке. Более того, в то время как правительства Египта, Саудовской Аравии и Иордании не проявляли никаких признаков исламо-арабской солидарности с иракским народом, Дамаск позволил себе открыто критиковать действия администрации США в Ираке и призывать вывести оттуда иностранные войска. По мнению сирийского руководства, совершенно очевидно, что американское вторжение было ошибкой с точки зрения интересов безопасности самих Соединенных Штатов. Ведь проблема терроризма в Ираке появилась только после того как в эту страну пришли иностранные войска. "Америка должна принять реальный ход дел, который показывает, что это уже не в ее интересах продолжать подобным образом в Ираке, – заявил сирийский МИД. – Они должны передать власть другим партиям, чье поведение более приемлемо для иракцев, и приблизить Ирак к восстановлению суверенитета и проведению свободных выборов, после чего все проблемы закончатся".

Сирия отказалась признавать проведенные в условиях иностранной оккупации выборы в Ираке как легитимные. По мнению президента Башара Асада, "смысл демократических выборов в том, что в них принимают участие все граждане страны. Но в Ираке большая часть населения решила не голосовать – это говорит о неготовности Ирака к выборам".

Дамаск без оптимизма оценивает перспективы своих отношений с США, так как с сирийской точки зрения американской администрации давно пора сменить беспрекословный тон и вести нормальный диалог с другими странами (собственно, о том же говорила и Кондолиза Райс в приведенном выше заявлении). Вместе с тем, очевидно, что Сирия стремится избежать конфронтации с мировым гегемоном: она проголосовала за резолюцию 1511 Совета Безопасности ООН по Ираку, сотрудничала с США по вопросу об активах бывшего иракского режима в сирийских банках, усилила охрану своей границы с Ираком и наладила сотрудничество с американскими спецслужбами в борьбе с "Аль-Каидой". Как признают высокопоставленные американские представители, Сирия является одним из ближайших партнеров Соединенных Штатов в войне с "Аль-Каидой": благодаря сотрудничеству с сирийскими спецслужбами удалось предотвратить ряд терактов и спасти жизнь многим американцам. Но для нынешней американской администрации, которая крайне болезненно воспринимает любую, даже очевидно справедливую критику, в свой адрес, предпринятых Сирией мер оказалось явно недостаточно.

В прошлом году Вашингтон значительно увеличил военное присутствие вдоль сирийских границ в Ираке. Американские силы специального назначения несколько раз переходили сирийскую границу и нарушали сирийское воздушное пространство. Были случаи, когда американские войска преследовали подозреваемых иракских боевиков на сирийской территории, причем в результате перестрелок погибли десятки человек, в том числе и сирийцев. В октябре 2003 г. Израиль впервые за последние 30 лет совершил нападение на сирийскую территорию и ударил по "палестинскому лагерю подготовки террористов", расположенному под Дамаском. Это стало ответом на вылазку боевика-самоубийцы в израильском порту Хайфе, где погибли 19 человек. Сирия осудила эту акцию и заявила, что удару подвергся мирный лагерь беженцев. В сентябре 2004 г. израильские спецслужбы взорвали в Дамаске одного из лидеров палестинской военизированной группировки ХАМАС Иззедина Шейха Халила. В Сирии убийство Халила назвали "терактом", а в Иордании – "политическим убийством".

США и Израиль обвиняют Сирию в поддержке палестинских экстремистов из ХАМАСа и "Исламского джихада". Нельзя сказать, что без оснований – повод для таких обвинений дает сам Башар Асад, по мнению которого вылазки палестинских террористов – это реакция на "терроризм, проповедуемый премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном против мирных палестинцев". Хотя палестинские террористические группы не совершают нападений на Израиль с сирийской территории, очевидно, что при негласной поддержке Дамаска они используют ее в качестве безопасного тыла.

В мае 2004 г. Джордж Буш, явно раздраженный нежеланием Дамаска слепо следовать в фарватере политики Вашингтона, обвинил Сирию в поддержке терроризма, продолжении оккупации Ливана, осуществлении программ по созданию оружия массового уничтожения и ракет, а также в подрыве усилий США и международного сообщества по стабилизации и реконструкции Ирака. Американский президент заявил, что Сирия представляют "необычную и экстраординарную угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики Соединенных Штатов". Вашингтон ввел против Сирии экономические санкции: запрет на экспорт и реэкспорт из США в Сирию по всем группам товаров, за исключением медикаментов и продуктов, на коммерческие операции и полеты сирийских авиакомпаний на территории США. Своим распоряжением Дж. Буш в рамках юрисдикции США заблокировал также всю "собственность и интересы" тех лиц и организаций, которые своей деятельностью способствуют укрывательству и поддержке Сирией террористов из таких организаций как ХАМАС, Хезболлах, Палестинский исламский джихад и других. Кроме того, блокируется собственность лиц и организаций, оказывающих содействие Сирии в военном присутствии на территории Ливана, а также в реализации Дамаском программ по созданию химических, биологических и ядерных вооружений, а также ракет среднего и дальнего радиуса действия класса "земля-земля".

В 2004 г. Совет Безопасности ООН по инициативе США принял резолюцию N 1559 по Ливану, призывающую "вывести с территории этой страны иностранные войска, распустить и разоружить все ливанские и не ливанские полувоенные формирования и уважать ее суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость". Хотя данная резолюция не упоминает Сирию непосредственно и не предусматривает применение каких-либо мер в случае ее невыполнения, эксперты расценили ее как начало американского дипломатического наступления на Дамаск с целью добиться изменения его политики в регионе. При этом шансы на то, что США пойдут на силовую демократизацию Сирии по иракскому сценарию оценивались как очень высокие.

Руководство оказавшейся на американском прицеле Сирии пытается нейтрализовать угрозу военного вторжения США экстренными дипломатическими мерами. Одной из таких мер стало намерение Дамаска восстановить полномасштабное сотрудничество с Россией. После распада СССР новые российские власти были ослеплены перспективами скорого объединения с цивилизованными странами (большая восьмерка, партнерство с НАТО и ЕС, союз с США и т.д. и т.п.). Теперь уже очевидно, что Россия так и не стала равноправным партнером для Европы и США, и по мере разочарования Кремля в своей прежней политике, возрастает интерес к сотрудничеству с Сирией и другими традиционно дружественными России развивающимися странами.

Похоже, что победное шествие розово-оранжевых революций по пространствам СНГ стали для Кремля очень действенным стимулом для возвращения в регионы былого советского влияния. 25 января 2005 г. по итогам переговоров Башара Асада с Владимиром Путиным было принято решение о списании 73 % от суммы долга Сирии в размере 9,6 млрд. долл. Стороны намерены значительно расширить масштабы экономического сотрудничества, в рамках российско-сирийской программы военно-технических связей на 2004-2008 гг. планируется переоснастить противовоздушную оборону Сирии.

Администрация Джорджа Буша негативно восприняла решение России списать сирийские долги. Комментируя эту договоренность, заместитель помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Д. Саттерфилд заявил, что в Вашингтоне "с сожалением воспринимают любые шаги внутри международного сообщества, которые ослабляют давление на Сирию". Несмотря на проявленное Вашингтоном недовольство, Москва пока не намерена отказываться от сотрудничества с Сирией, а значит, и от своих намерений вернуться на Ближний Восток в качестве не статиста, а реального игрока. В случае если российская дипломатия проявит настойчивость в этом направлении, российско-американские отношения могут начать изменяться в желанном для нового госсекретаря США Кондолизы Райс направлении и на самом деле приобретать характер "диалога, а не монолога".


Информация о стране

ПУТЕВОДИТЕЛЬ